Абсолют Банк оказывает корпоративным клиентам весь спектр услуг по лицами – индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, ( выдержки из Инструкции ЦБ РФ № 138-И, в скобках указаны пункты, которыми. счета предоставляет в банк одновременно следующие документы (п.3.1.).

Это, в свою очередь, обеспечивает предоставление клиентам большей По требованию данного ведомства ЦБ РФ, коммерческие банки и иные. и информация по счетам попадут к третьим лицам – контрольным органам.


Режим банковской тайны представляет собой ограничение доступа к информации о счетах и операциях клиента. Помимо самого владельца счета этими данными располагает только банк, и в строго ограниченных законом случаях ее получают государственные органы. Однако при том количестве банковских служащих, сотрудников правоохранительных и контрольных органов, которые могут быть допущены к конфиденциальной информации, вряд ли можно исключить риск ее утечки. Рассмотрим, кому, в каких случаях может быть раскрыта банковская тайна и чем грозит умышленное ее разглашение? Режим банковской тайны Российское законодательство не содержит общего определения охраняемой законом информации. Однако ст. 9 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяются порядок и условия ограничения доступа к информации. Законодательная трактовка понятия банковской тайны также отсутствует. Вместе с тем согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить в тайне указанную информацию , а также данные об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Неотъемлемой составляющей режима банковской тайны является то, что он носит не абсолютный характер, а информация, составляющая банковскую тайну, может быть раскрыта в предусмотренных законом случаях. КСТАТИ Режим банковской тайны за рубежом В отличие от России, во многих зарубежных странах круг информации, относимой к банковской тайне, не ограничен строгим перечнем. Это, в свою очередь, обеспечивает предоставление клиентам большей степень правовой защиты. К примеру, в Швейцарии правовой охране в качестве банковской тайны согласно Swiss Federal Banking Act 1934 г подлежит любая информация, полученная руководителем, членом органа управления, сотрудником, поверенным, ликвидатором, аудитором банка в связи с его профессиональной деятельностью в качестве, соответственно, руководителя, члена органа управления, сотрудника, поверенного, ликвидатора, аудитора. Общие условия раскрытия банковской тайны Как следует из п. 2 ст. 857 ГК РФ, сведения, содержащие банковскую тайну, кредитные организации могут предоставить либо самим клиентам (их представителям), либо госорганам (должностным лицам) или в бюро кредитных историй — на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Перечень госорганов и должностных лиц, которые могут быть допущены к банковской тайне, четко регламентирован. Согласно ст. 26 Закона о банках, получать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут суды, Счетная палата, органы принудительного исполнения судебных актов и решений других госорганов, следственные, налоговые и таможенные органы. Форма предоставления информации. При всем том, что в Законе четко сказано, кому может быть раскрыта информация, содержащая банковскую тайну, о форме ее предоставления говорится весьма неконкретно. Определения понятия «справки по операциям и счетам» к настоящему времени не дано, в связи с чем на практике встречаются различные его трактовки. К примеру, ФАС Московского округа указав в постановлении от 15.09.08 № КА-А40/8423-08-1,2 на отсутствие законодательно установленной формы справки по операциям и счетам, пришел к выводу, что в качестве данной справки может выступать любой выданный и удостоверенный банком документ, который содержит информацию о наличии в банке счетов юридических лиц, а также о совершаемых операциях принятия и зачисления средств на счет. Таковым, по мнению суда, является приложение № 27 (выписка по лицевому счету) к положению Банка России от 03.10.02 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Вместе с тем, налоговые органы запрашивают у банков справки, составленные по другим формам, утвержденным приказом ФНС России от 30.03.07 № ММ-3-06/178@ . Хотя данный приказ в нарушение п. 3 ст. 86 НК РФ до сих пор не согласован с ЦБ РФ, некоторые суды считают возможным его применение . Раскрытие информации судам Статьи 66 АПК РФ и 57 ГПК РФ регламентирует схожие полномочия общегражданских и арбитражных судов по истребованию доказательств по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе. Поскольку ограничений по виду и объему информации, которую вправе истребовать суды, законодательство не содержит, возможность раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну, по судебному запросу определяется общими правилами. Соответственно, истребование информации, содержащей банковскую тайну, в судебном порядке возможно при соблюдении двух условий: Иначе урегулирован вопрос предоставления информации по судебному запросу в рамках уголовного процесса. УПК РФ прямо не предусматривает полномочия суда по истребованию информации, в том числе составляющую банковскую тайну, в качестве доказательства по делу по ходатайству участников процесса. Однако право судей в силу своего особого статуса запрашивать при осуществлении правосудия информацию и документы у любых лиц (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей»), никто не отменял. Такая информация может быть также получена путем проведения следственных действий, в числе выемки предметов и документов, содержащих охраняемую законом тайну, для проведения которой обязательно решение суда (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Непосредственно право суда направить запрос о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, предусмотрено для случаев наложения ареста на денежные средства и иные ценности, принадлежащие подозреваемому и обвиняемому, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организация (п. 7 ст. 115 УПК РФ). Однако запрашиваемая таким образом информация может касаться имущества только физических лиц. Истребование судом доказательств, находящихся в иностранных государствах (т.е. в иностранных банках) по общему правилу возможно при наличии соответствующих международных соглашений, участником которых является РФ и государство местонахождения банка. Раскрытие информации Счетной палате Согласно ст. 13 Федерального закона от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию данного ведомства ЦБ РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ему необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Исходя из системного толкования положений данной статьи, можно сделать вывод, что Счетная палата вправе истребовать информацию, составляющую банковскую тайну, но только при проведении ревизий и проверок. При этом информация может быть получена непосредственно у проверяемого субъекта (если проверяется деятельность банка) либо у банка, который участвовал в осуществлении расчетов проверяемого субъекта или в котором открыты его счета. Раскрытие информации налоговым органам Действующее законодательство обязывает банки предоставлять налоговым органам информацию о клиентах не только по запросам самых налоговиков, но и по собственной инициативе. Условия и основания раскрытия информации для таких случаев регламентированы НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан уведомить налоговиков об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) . Данные об этом в течение 5 дней предоставляются им на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения. Также банк должен сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения о приостановлении операций (п. 5 ст. 76 НК РФ). Что касается данных, затребуемых налоговиками, то банки согласно п. 2 ст. 86 НК РФ в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса от налогового органа обязаны выдавать ему следующие документы: Раскрытие информации органам внутренних дел Согласно абз. 3 ст. 26 Закона о банках соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Очевидно, что данное положение противоречит по смыслу абз. 2 ст. 26 Закона. В то время как органам предварительного расследования банковская тайна может быть раскрыта лишь с согласия вышестоящего начальства и суда и только при наличии возбужденного уголовного дела, органы внутренних дел могут получать к ней доступ, по сути, произвольно. Присутствие в норме формулировки «в соответствии с законодательством РФ» как ограничения, по сути, бессмысленно. Ни Закон РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции», ни Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ни иные федеральные законы указаний на права органов внутренних дел по получению доступа к банковской тайне, не содержат. Между тем, суды встают на сторону органов внутренних дел, не вдаваясь в тонкости упомянутой формулировки. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.10.07 по делу № А40-19940/07-29-162 указал, что ответчик (банк) правомерно предоставил Департаменту по борьбе с организованной преступностью МВД России на основании его письменного запроса информацию об открытии счетов, отражающих движение денежных средств по счетам, отражающих внесение на счета и получение со счета наличных денежных средств. Раскрытие информации Росфинмониторингу Как следует из абз. 6 ст. 26 Закона о банках, информацию по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан у кредитных организаций может запросить уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем (таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.04 № 307 является Росфинмониторинг). Случаи, порядок и объем предоставления Росфинмониторингу такой информации регламентированы Федеральным законом 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Следуя требованиям ст. 6 и 7 Закона, банк самостоятельно передает уполномоченному органу данные об совершенной лицом операции, если она относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо если вызывает подозрения у банка. Кроме того, передача такой информации возможна по письменному запросу Росфинмониторинга (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона). В свою очередь, Росфинмониторинг наделен полномочиями по предоставлению информации правоохранительным органам РФ в соответствии с их компетенцией (ст. 8 Закона), а также компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами РФ (ст. 10). Раскрытие информации бюро кредитных историй Как следует из абз. 12 ст. 26 Закона о банках информация по операциям юридических лиц, предпринимателей и граждан с их согласия представляется банками в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро договором. Ключевыми моментами раскрытия информации по данному основанию являются: обязательное согласие на предоставление такой информации со стороны субъекта кредитной истории и ограниченный объем сведений, касающихся его заемных обязательств. Последствия разглашения банковской тайны Если раскрытие конфиденциальной информации о клиентах представляет собой обеспечение доступа к ней при определенных условиях и санкционировано законом, то ее разглашение — противоправное предание огласке этих сведений, передача их другому лицу (лицам), не допущенным к обладанию ими, или неограниченному кругу лиц. Часть 10 ст. 26 Закона о банках предусматривает ответственность владельцев и пользователей банковской тайны за ее разглашение. В частности, ответственность несут ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Росфинмониторинг, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники. Ответственность других органов и их должностных лиц, которые могут иметь доступ к банковской тайне (например, инспекторов Счетной палаты, таможенных органов), установлена в законах, регламентирующих их профессиональную деятельность. За разглашение банковской тайны законодательством РФ предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Гражданско-правовая ответственность Согласно п. 3 ст. 857 ГК РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Механизм привлечения к гражданско-правовой ответственности включает в себя необходимость обращение в арбитражный суд, что, в свою очередь, влечет необходимость доказывать факт разглашения банковской тайны, факт причинения убытков и причинно-следственную связь между ними, что в подавляющем большинстве случаев представляется маловероятным. Административная ответственность Непосредственно за разглашение банковской тайны административная ответственность не предусмотрена. Теоретически совершение подобных действий сотрудниками банка можно квалифицировать по п. 2 ст. 15.26 «Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований» КоАП РФ. Однако проведенный нами анализ показал, что практика применения указанной нормы подобным образом отсутствует. Еще одна статья КоАП РФ, которая теоретически могла бы применяться в отношении недобросовестных банковских служащих (ст. 13.14), устанавливает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда это влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Однако практика применения ст. 13.14 КоАП к лицам, разгласившим банковскую тайну, также отсутствует. Во многом это объясняется тем, что большинство случаев разглашения банковской тайны охватывается составом ч. 2, 3 и 4 ст. 183 УК РФ (незаконные разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе). Уголовная ответственность Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, предусмотрена ч. 2, 3 и 4 ст. 183 УК РФ. Указанная статья предусматривает максимально возможное наказание по ч. 2 (без отягчающих обстоятельств) – лишение свободы на срок до 3 лет, по ч. 3 (квалифицированный состав – при наличии крупного ущерба, т.е. ущерба в размере 250 000 руб., либо корыстной заинтересованности) – лишение свободы на срок до пяти лет, а по ч. 4 (при наличии тяжких последствий) – лишение свободы на срок до десяти лет. Однако по понятным причинам (относительно узкий круг общественных отношений, т.е. банковская сфера, достаточно высокая латентность и трудности доказывания) практика привлечения к ответственности по ст. 183 пока наработана слабо. Так, по данным статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, всего по ч. 2–4 ст. 183 УК РФ (незаконные разглашение и использование банковской, коммерческой или налоговой тайны) в 2008 г. было осуждено 14 человек, из них 7 — к лишению свободы условно, в I полугодии 2009 г. — соответственно, 8 и 4. ►В качестве одного из свежих примеров можно привести приговор Тюменского областного суда, вынесенный в августе этого года 15 участникам организованной преступной группы. Суд признал их виновными в мошенничестве, совершенном организованной группой, в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и незаконном получении и разглашении сведений, составляющих банковскую тайну (ч. 3 ст. 183). Как установило следствие, в марте 2006 г. руководитель преступной группы и его ранее судимые знакомые разработали схему хищения денег, основанную на особенностях использования банковских кредитных карт. Завербовав сотрудников ряда почтовых отделений г. Тюмени, а также трудоустроив в одно из отделений почтамта г. Омска участницу группировки, преступники перехватывали заказные письма с конфиденциальной информацией о заключении договоров на кредитное обслуживание по картам, которые банк «Русский Стандарт» высылал своим клиентам. Кроме того, доступ аферистов к анкетным данным кредитополучателей обеспечивали продавец-консультант одного из магазинов сотовой связи г. Екатеринбурга и кредитный эксперт. Используя эти сведения, менеджеры представительств ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г. Тюмени и в г. Омске, также вовлеченные в деятельность криминальной группировки, вносили в электронную клиентскую базу банка ложные данные о личности кредиторов. После этого другие члены группы под видом клиентов банка получали секретные коды доступа для активации кредитных карт. После этого они снимали денежные средства с банковских счетов граждан через банкоматы в Тюменской, Свердловской, Омской и Курганской областях. Всего таким образом участники организованной преступной группы похитили свыше 10 млн руб. Лидеры преступной группы и ее наиболее активные участники были осуждены к лишению свободы на сроки от 5,5 до 8 лет. Остальные члены группы получили от 2 до 5,5 лет лишения свободы условно. Кроме того, с членов преступной группы взыскан ущерб, причиненный ЗАО «Банк Русский Стандарт».◄ Выводы Институт банковской тайны в последнее время подвергается значительному давлению со стороны мирового сообщества и властей отдельных государств под флагом борьбы с финансовым кризисом и уклонением от уплаты налогов. Однако по сей день информация, составляющая банковскую тайну, защищена от произвольного доступа со стороны третьих лиц, в том числе, государственных органов и международных организаций. В России перечень госорганов, которым может быть раскрыта конфиденциальная информация, касающаяся клиентов банка, довольно широкий. При этом наряду с «классическими» основаниями для раскрытия информации (по решению суда, по запросу органа финансовой разведки.) имеются и такие, которые вряд ли можно считать отвечающими балансу частных и публичных интересов в сфере банковской тайны (например, фактически произвольное право органов внутренних дел на получение банковской информации либо уже ставшее привычным и молчаливо одобряемое властями расширительное толкование налоговыми органами своих полномочий). Как правило, законодательство устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые могут затребовать у кредитной организации информацию, составляющую банковскую тайну. Порядок доступа к информации Способ получения информации, составляющей банковскую тайну (порядок ее представления и использования) четко прописывается в законе. Однако существуют и незаконные способы получения такой информации. Для целей понимания этой темы очень важно четко разграничивать возможные правовые и неправовые способы раскрытия банковской тайны, что мы и попробуем сделать. Неправовые способы получения информации Поскольку в настоящее время мы живем в глобальном информационном пространстве, информация является основным товаром, представляющим огромный интерес. В этом ключе банковская тайна, а также гарантии ее соблюдения всегда опоясаны всяческими слухами. Когда речь идет о том, что банк «сливает» информацию, то следует понимать, что это, безусловно, отголосок именно неправомерных действий. Потому что в первую очередь банк – это официальная коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Соответственно, он не может «подрывать» свою репутацию, раздавая информацию направо и налево, тем самым, отпугивая своих клиентов. Банк всеми путями будет препятствовать выдаче информации. Именно поэтому закон устанавливает совершенно четкую юридическую процедуру, в результате которой информация может стать доступной только определенному кругу лиц. В то же время ситуация такова, что информация может быть получена иными, незаконными путями: какими-либо действиями неправового характера, в результате халатности, небрежности, беспечности, хакерской атаки и т.д. В практике деятельности нашей компании (GSL Law & Consulting) мы сталкивались подобными случаями и хотели бы Вам их для наглядности проиллюстрировать. К действиям неправового характера можно отнести возможность утечки информации в силу человеческого фактора (например, личные отношения между сотрудником кредитной организации и представителем правоохранительных органов); посредством использования методик давления, внедрения «своих людей» (агентов) в различных структурах. От подобных вещей сегодня, к сожалению, застраховаться нельзя. Кроме того, в нашем высокотехнологичном мире есть масса способов получения информации в результате использования специальных средств (подслушивание, использование компьютерных вирусов, спамерских атак и т.п.), а также «оперативной обработки» тех сотрудников интересующих коммерческих организаций, которые уже покинули организацию, и которым «нечего больше скрывать». Самое главное, что здесь следует иметь в виду, - добытая таким способом информация не может быть использована как доказательство в суде. Но при этом, например, правоохранительные органы могут ее использовать как оперативную информацию, ипользуемую при дальнейшем официальном расследовании. Опять же в силу человеческого фактора возможно распространение информации в результате небрежности или халатности. Нам известен случай, когда при переводе средств из одного банка в другой в результате преступной небрежности была переведена сумма, в несколько раз превышающая заявленную. Инцидент чудом был урегулирован без ощутимых последствий для сторон, после обнаружения ошибки банком. Еще один пример: клиент сообщил нам, что ему стала известна информация о разглашении одним Европейским банком сведений о состоянии его счета неавторизованным лицам. Мы позвонили в банк и попытались создать ситуацию, при которой возможна случайная выдача информации третьим лицам. К счастью, попытка не удалась. Позже, офицер этого банка в приватной беседе рассказал, что банк не застрахован от подобных случаев, хотя последнее время ими предпринимается все больше мер в этом направлении. Например, увеличивается штат сотрудников с тем, чтобы на одного банковского офицера приходилось приемлемое количество клиентов, которых он сможет идентифицировать (запоминать, узнавать по голосу). В настоящее время большинство банков используют систему управления счетом посредством сети Интернет, что предполагает риск хакерской атаки, например. Так в январе 2007 года появилась информация о хакерской атаке на шведское отделение одного из крупнейших банков в Северной Европе. По данным СМИ, пострадали более 250 клиентов банка, которые пользовались услугами удаленного доступа к своим счетам через Интернет, а общая сумма похищенного составила более 1 млн. евро. Когда мы решаемся управлять счетом через Интернет, ничего другого не остается, кроме как принять этот риск. Хотя, конечно, можно отступить на 10 лет назад и управлять счетом, например, по факсу, не используя всемирной сети, тем самым, теряя в оперативности, удобстве и подчас, в цене. Правовые процедуры раскрытия информации Теперь поговорим об официальных процедурах раскрытия информации. Хотелось бы сказать, что в настоящее время международное законодательство стремится к унификации законодательных норм, касающихся раскрытия банковской тайны. Так, Группа Разработки Финансовых Мер борьбы с «отмыванием» денег (ФАТФ) еще в 1990 году разработала документ, направленный на борьбу с предотвращением «отмывания» капиталов известный как «40 рекомендаций ФАТФ», который имплементировало в свое законодательство большинство экономически развитых стран. Некоторые из этих рекомендаций касаются непосредственно банковской деятельности. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Рекомендация 4. Странам следует контролировать, чтобы законодательство о защите тайны финансовых учреждений не препятствовало реализации Рекомендаций ФАТФ. Фактически в каждой стране в настоящее время существует установленная законом процедура по раскрытию банковской информации и предоставлению сведений о клиентах по запросу различных государственных правоохранительных структур. Но при этом некоторые страны и банки (например, Швейцария) не осуществляют сотрудничество по таким вопросам, потому что сделали оговорку в международных конвенциях о том, что если это преступление не является таковым на территории их страны, то они вправе отказаться от сотрудничества. Кроме того, не следует верить категоричным заявлениям банков о конфиденциальности, поскольку в большинстве стран для финансовых учреждений установлена ответственность «за недоносительство». Наряду с первой существет ответственность за оповещение клиента о «доносе». Если возникает подозрение в незаконности действий клиента, банк путем заполнения определенного формуляра, извещает компетентные органы о своих подозрениях. Рекомендация 5. Финансовым учреждениям не следует вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена. Финансовым учреждениям следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов. На сегодняшний день фактически ни в одном зарубежном банке невозможно открыть счёт, не заполнив так называемую декларацию о бенефициаре (например, в Швейцарии это «Form A» – Identification of Beneficial Owner). Заполнение такой формы предписывается законодательством. В самой форме присутствует отсылка к норме права, устанавливающей ответственность сроком до 5 лет лишения свободы за умышленно неверное сообщение сведений о бенефициаре. Кроме того, в подходах банков к трактовке понятия «due diligence» существует определенная разница. Так, например, некоторые банки предлагают клиенту предоставить информацию о своей деятельности в свободной форме (можно даже в виде проспекта компании). А отдельные Швейцарские банки осуществляют проверку клиента через независимые органы - детективные агентства (о чем клиент оповещается заранее). Рекомендация 7. В отношении трансграничных корреспондентских банковских и иных аналогичных отношений финансовым учреждениям, помимо применения обычных мер по надлежащей проверке, следует: a) собирать информацию об учреждении-респонденте; b) оценивать применяемые учреждением-респондентом меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; Данная рекомендация устанавливает запрет на ведение дел с банками, в отношении которых нет уверенности, что они проводят такие же мероприятия по контролю за клиентами и сбору информации о них. Следовательно, если банки задают вопросы, надо отдавать себе отчет, что это вынужденная мера, и в данном случае банки лишь правоприменители требований, предписаных им законодательством. Рекомендация 13. Если финансовое учреждение подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, на него следует возложить обязанность, непосредственно законом или подзаконным актом, немедленно сообщать о своих подозрениях в подразделение финансовой разведки (ПФР). Критерии подозрительности каждый банк определяет индивидуально, хотя в основном они зависят от цифр (объем операций, их размер, периодичность, кратность и многое другое). Наша компания при открытии счета рекомендует как можно более подробно проговорить с банкиром соответствующие критерии, поскольку таковые могут принципиально варьироваться от банка к банку. А в случае каких-либо изменений в характере движения финансовых потоков, обязательно поставить банк в известность. Это будет самый благоприятный способ построения отношений, который, конечно же, оценят банкиры. Рекомендация 36. Странам следует быстро, конструктивно и эффективно предоставлять самую широкую возможную взаимную правовую помощь в связи с проведением расследований, судебным преследованием и сопутствующими процедурами в отношении отмывания денег и финансирования терроризма. Рекомендация 38. Должны быть полномочия, регламентирующие принятие оперативных действий в ответ на поступившие от зарубежных стран запросы о выявлении, замораживании, изъятии и конфискации «отмытой» собственности, доходов от отмывания денег или основных преступлений, инструментов, использованных или предназначавшихся к использованию при совершении таких преступлений, или имущества на соответствующую стоимость. Должны также существовать договоренности для координации процедур изъятия и конфискации, которые могут включать раздел конфискованных активов. Рекомендации по взаимной правовой помощи направлены на содействие иностранным государствам в предоставлении интересующей их информации в контексте отмывания денег на основании того, что внутренние законы требуют от кредитных организаций соблюдения банковской тайны. Процедура раскрытия такого рода информации в рамках оказания международной правовой помощи имеет четкую структуру и последовательность. В первую очередь это подготовка международного следственного поручения и его направление для исполнения в компетентные органы. Соответствующий компетентный орган по результатам рассмотрения может принять решение: Великобритания посадит главного манипулятора LIBOR Власти считают его главным организатором манипуляций со ставкой LIBOR. Ранее частные лица, связанные со скандалом, уголовному преследованию или штрафам в Великобритании не подвергались. В декабре правоохранительные органы Великобритании арестовали и допросили трейдера и двух его коллег из RP Martin. На следующий день против него были выдвинуты обвинения в мошенничестве Министерством юстиции США. Однако благодаря уголовному преследованию в Великобритании он может избежать наказания в Америке, поскольку по британским законам преступник не может быть экстрадирован в другую страну и быть осужденным за то же преступление. 33-летнему Хейсу предъявлено обвинение по восьми пунктам, включая сговор и мошенничество. Бывший трейдер должен предстать перед судом в четверг. Хейса считают главным организатором манипуляций с межбанковскими ставками. Действуя сообща, трейдеры умышленно занижали или завышали ставку LIBOR, чтобы повысить прибыль от сделок с деривативами. Однако на преследовании Хейса правоохранительные органы западных стран останавливаться не собираются. Ожидается, что перед судом может предстать ряд банкиров, связанных с манипуляциями LIBOR. Под следствием уже находятся несколько бывших сотрудников банка Barclays. В прошлом году мировые регуляторы оштрафовали UBS, Barclays и RBS в общей сложности на 2,5 млрд. долл. за манипуляции с межбанковскими ставками. В отношении не менее чем десяти банков до сих пор ведется расследование. Так, на прошлой неделе власти Сингапура за манипуляции с SIBOR ввели санкции в отношении 20 банков, включая Bank of America, Deutsche Bank, BNP Paribas, обязав их разместить в сингапурском ЦБ дополнительные денежные средства в общей сумме 9,6 млрд. долл. LIBOR используется для расчета ипотечных программ, ставок по кредитам и облигационным займам, процентных контрактов на фьючерсных и опционных биржах. Ставка фиксируется ежедневно на базе процентных ставок, которые устанавливаются 16 банками на период от месяца до года. Расследование в отношении манипуляций с банковской ставкой было инициировано в начале 2011 года американскими регуляторами. Позже к расследованию присоединились Великобритания, Франция, Япония, Швейцария. Выяснилось, что в мошенничестве, в частности, участвовали трейдеры UBS, Barclays, Societe Generale и JP Morgan Chase. По материалам РБК-daily Взаимодействие налоговых органов с банками: что должен знать бухгалтер Налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля. Право налоговых органов получать необходимую информацию для проведения контроля определено Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации. Определены следующие обязанности банков: 1. Исполнение поручений на перечисление налогов и сборов. Статья 60 НК РФ определяет обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Поручение налогоплательщика или налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если не предусмотрено иное. При этом плата за обслуживание по указанным операциям банком не взимается. При невозможности исполнить поручение налогоплательщика или налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений). Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности. Нарушение банком срока исполнения поручения согласно ст. 133 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки. 2. Представление в налоговый орган копий поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных на бумажном носителе. Банк должен предъявить копию платежного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа. 3. Сообщение об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков. Статья 86 НК РФ устанавливает обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счетов клиентов, об изменении реквизитов счета организации на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. 4. Выдача налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций. Справки должны быть выданы в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций. Информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации. 5. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках в соответствии с решением налогового органа. Порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках определен ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по банковскому счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме определенных случаев. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством приоритетна по отношению к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. В первую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов. Во вторую очередь – списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь – списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, банки вправе списывать с заблокированного счета налогоплательщика страховые взносы и штрафные санкции по ним. Минфин России в своих письмах от 20.07.09 № 03-02-07/1-371, 08.07.09 № 03-02-07/1-350 разъяснил, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке. Приостанавливаться будут не все операции по счету, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Если сумма на счете превышает сумму задолженности, то этот "остаток" налогоплательщик может использовать по своему усмотрению. Если денежных средств на банковском счете организации недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью (письмо Минфина России от 09.07.08 № 03-02-07/1-268). Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. Дата начала приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке определяется датой получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций (письмо Минфина России от 21.09.09 № 03-02-07/1-434). Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. 6. Информирование налоговой инспекции о нарушениях, выявленных банками, в ходе проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью организаций. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Если в ходе проверки представители банка обнаружили факты нарушения компанией порядка ведения кассовых операций или правил работы с денежной наличностью, то банк обязан проинформировать налоговые органы о выявленных нарушениях. Для этого он направляет в налоговый орган по месту учета данной организации экземпляр справки о результатах проверки соблюдения организацией порядка работы с денежной наличностью. На основании полученного документа налоговый орган рассматривает обстоятельства дела и при необходимости составляет протокол об административном правонарушении (правонарушениях), а также определяет меры административной ответственности. Организация, нарушившая порядок работы с денежной наличностью или порядок ведения кассовых операций, и ее должностные лица привлекаются к административной ответственности. На организацию налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на ее должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб. Возвращаясь к вопросу банковской тайны… Вопрос о банковской тайне на протяжении уже десятилетий устойчиво бьет рекорды популярности среди всех вопросов. Предпринимателей и простых граждан интересует и техника вопроса (кто, как, что и на каком основании могут получить доступ, арестовать денежные средства; конфисковать; репатриировать или на худой случай «заморозить» на неопределенный срок). Разные страны, разные банки, разные правительственные учреждения продвигают и используют различные правовые механизмы. В последнее время на мировом рынке информационных услуг появилась новинка, германское «ноу хау», основанное на чисто рыночных принципах: «Скупаем оптом у нерезидентов банковские базы данных и перепродаем своим резидентам в розницу по монопольно высокой цене. Авторские права банкиров – не интересуют! Следите за последними поступлениями!». Срок и действие подобной оферты (налоговой амнистии в обмен на штрафы и погашение недоимки) ограничены во времени, поэтому потенциальным покупателям предлагают поторопиться. Что ж, как говориться «против лома нет приема…, если нет другого лома». В силу очевидности не буду комментировать такую спорную с правовой точки зрения позицию государства. Обращу только внимание, что правительства различных государств по-разному подошли к вопросу о законности легитимизации доказательств, полученных подобным способом. В России, наверное, в этом вопросе все еще впереди. Больше заинтересовало по этому вопросу концептуальное, я бы даже сказал филoсофское, интервью в «РБК Daily» экс-министра внутренних дел Швейцарии Кристофом Блохером. Ни для кого не секрет разность в Российской и Западной ментальности. Но вот интересный водораздел между Швейцарской и Германской и иже ними ментальностью уже в кругу самого Запада. Позволю себе только одну цитату (полный текст интервью можно посмотреть по ссылке: «Немцы имеют отличное от швейцарцев понимание сути государства. Исторически Швейцария возникла в результате демократического объединения общин, ведя постоянную борьбу с другими государствами, чаще всего с монархиями. Частный капитал — это то, что принадлежит гражданину. К сожалению, какую-то долю мы должны отдавать государству. Что же касается Германии, то у меня такое чувство, что там гражданин получает некую долю того, что вообще-то принадлежит государству. И за это гражданин должен быть благодарен». Вам такая оценка позиции Германии ничего не напоминает? Это к вопросу о настоящем и будущем банковской тайны… Для иностранных спецслужб раскрыли банковскую тайну россиян При подготовке документа ко второму чтению на рассмотрение профильного комитета были предложены две альтернативные поправки. Поправкой, внесенной Правительством России, предлагалось разрешить налоговикам без суда получать данные, составляющие банковскую тайну, о состоянии счетов физлиц в случае проведения ими «мероприятий налогового контроля». Согласно нынешнему законодательству, информация в отношении физлиц может быть получена налоговыми инспекторами только по решению суда. «Предлагалось просто ликвидировать банковскую тайну в отношении физических лиц. Я не готов сегодня обсуждать вопрос о том, кому сегодня пришла в голову эта идея, особенно на фоне того, что мы сегодня говорим об укреплении доверия к банковской системе. Мы не согласились с этим подходом и сохранили тот режим в отношении физических лиц, который существовал до сих пор, то есть судебный порядок», - заявил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Одобренная депутатами поправка предполагает раскрытие сведений о счетах и операциях россиян на основании запроса уполномоченных органов иностранных государств. «Правительство почти логично говорит, что если может эта информация предоставляться иностранным налоговым органам, почему не может своим? Но проблема в том, что иностранные налоговые органы эту информацию хотят получить по одному лицу, которое они проверяют, а наши налоговые органы хотят получить возможность получать эту информацию в отношении 143 млн. человек. Многовато», - пояснил Макаров. По материалам РБК-daily Иностранные банки – поиск «идеального» счета. Существенные условия, на которые стоит обратить внимание при выборе банка. Цель использования счета как основной критерий при выборе удобного банка; характеристика расчетных и сберегательных счетов; существенные условия, на которые стоит обратить внимание при выборе банка; минимальные требования по среднемесячному остатку на счету; минимальные требования по годовому обороту; репутация банка; надежность банка; тарифы на обслуживание: что, где, сколько?; вопросы конфиденциальности; дистанционное управление банковским счетом: способы управления и средства безопасности; исполнение принципа "Знай своего клиента", как необходимое условие построения отношений; перечень обязательных сведений, запрашиваемых у клиента при открытии счета; возможность и условия раскрытия банками информации о клиенте; процедура открытия счета; возможность открытия счета "без присутствия", условия; интервью с банкиром; список документов для открытия счета; безопасность интернет-банкинга; закрытие счета; сумма, необходимая для активации счета. Испания отказала Швейцарии в выдаче экс-сотрудника HSBC Швейцария просила выдать ей Эрве Фальчани, который имеет итальянское и французское гражданство. Его обвиняют в нарушении банковской тайны, незаконном сборе данных и промышленном шпионаже. Испанский суд счел, что предъявленные обвинения не являются преступлениями по испанскому законодательству. Решение может быть обжаловано в течение трех дней. Сам Фальчани говорит о себе как о разоблачителе «скандальной» практики в швейцарских банках. Налоговые власти Франции, Италии, Испании и Германии использовали полученную от него информацию для возврата миллиардов евро неуплаченных налогов. Фальчани уехал во Францию в 2009 году после того, как HSBC обнаружил утечку данных. В июле прошлого года он отправился в Испанию. В феврале этого года в Швейцарии вступил в силу закон о международной помощи по налоговым вопросам. Согласно документу, иностранные налоговые органы могут направлять запросы швейцарским властям о банковских счетах своих граждан. По материалам BFM.ru 1 На момент написания статьи официальный текст Соглашения отсутствовал в свободном доступе, поэтому материал подготовлен на основе неофициального текста Протокола 2 На территории России указанная процедура включает принятие Федерального закона о ратификации Протокола, а также его одобрение Советом Федерации РФ, подписание Президентом РФ и опубликование (разд. II Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). Необходимо учитывать, что ратификация может быть полной либо содержать отдельные оговорки, т. е. заявления стороны о том, что те или иные положения будут применяться иначе, нежели было согласовано в Протоколе, или вообще не будут применяться 3 Приказ Министерства финансов РФ от 13.11. 2007 № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» 4 Новое типовое соглашение об избежании двойного налогообложения одобрено Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 5 МНС России (в настоящее время – ФНС России) инициировало: в 2001 г. – 1300; в 2002 г. – 3700; в 2003 г. – 6 000 запросов Латвия Добрый день GSL! Всегда наблюдаю на вашем сайте, как вы подробно и грамотно отвечаете на вопросы посетителей. Буду вам признателем и благодарен, если мне Вы сможете ответить. Если в Латвии идут разбирательства или возбуждается уголовное дело, и делается запрос в Россию. Наши органы будут в этом случае как-то реагировать на запрос? Заранее благодарен. Мировое антиоффшорное противостояние. Последние события. Политика ФАТФ, ОЭСР. Система антиоффшорных правил, которые формируются международными организациями; борьба с вредоносной налоговой конкуренцией и легализацией преступных доходов; ФАТФ: основные характеристики; Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью; группа Эгмонт; Евразийская группа; специфические межправительственные организации: OLAF, OFAC, FinCEN; основные международные нормативные документы; 40 Рекомендаций ФАТФ: общая характеристика; конфискация легализованного имущества; ослабление банковской тайны; «Know your client», раскрытие бенефициара (-ов); надлежащая проверка клиента и его деловых отношений; документальное подтверждение транзакций; анонимные счета и счета на явно вымышленные имена уходят в прошлое; банк не должен сообщать клиенту о причинах и основаниях приостановления операций и о сотрудничестве с гос. органами; контроль операций в зависимости от их размера; проверка личности бенефициара; обмен банковской информацией между ЦБ РФ и ЦБ иностранных государств; информация о целях и предполагаемом характере деловых отношений (Introduction Letter); проверка в отношении политических деятелей; запрет на ведение дел с банками, не выполняющими требования ФАТФ; дистанционное управление счетом; деятельность посредника между клиентом и банком (на примере GSL); хранение информации о клиентах и транзакциях; сделки, подлежащие особому контролю; требования к нефинансовым предприятиям; особенности работы с трастами; Due diligence профессиональных посредников; сообщение информации в правоохранительные органы; несет ли банк ответственность при заморозке счета?; внутренние программы по борьбе с отмыванием денег; другие меры по предупреждению отмывания денег; запрет создания банков-ширм и установления отношений с ними; контроль за перемещением наличности; влияние на нефинансовый бизнес; прозрачность корпоративных образований и структур; взаимная правовая помощь и экстрадиция; сомнительные банковские операции: нормативные критерии и практика применения; ОЭСР: риски налоговых последствий и переквалификации сделок; перспективы налоговой политики в РФ: консолидированная отчетность, правила CFC, трансфертное ценообразование; Treaty shopping, перспективы российских DTA; международный обмен информацией в рамках DTA. Не пойман – не gunvor. Реалии банковской тайны Кантон Цуг - это область в Швейцарии размером с четверть Москвы. Именно здесь в крохотном городке Баар находится центр торговли российской нефтью и цветными металлами. До последнего времени это был один из самых престижных офшоров: зарегистрированные здесь фирмы платили ничтожные налоги и имели солидную репутацию европейских фирм. Но на прошлой неделе Швейцария согласилась выдавать России информацию о российских владельцах счетов в швейцарских банках. А по банковским проводкам можно определить все - в частности, кто, за что и сколько платит налогов. «Государство имеет право знать, платят ли ему налоги», - заявил на прошлой неделе в Швейцарии Дмитрий Медведев. Соглашения со Швейцарией по банковской тайне должны быть подписаны в течение месяца. У многих просто богатых и очень богатых людей в России теперь есть повод сильно нервничать: скоро, по всей видимости, с ноября, власти Швейцарии по так называемому мотивированному запросу будут передавать российской стороне всю информацию - как об истинных владельцах счетов, так и о движении средств по ним. Раньше завести счет в Швейцарии было непросто: местные банки отказывают сомнительным с их точки зрения вкладчикам. Зато те, кому это удавалось, получали первоклассное - тайное и надежное - обслуживание в престижных банках. Счет в швейцарском банке - это удобный финансовый инструмент: можно самому инвестировать в ценные бумаги, а можно довериться банковским управляющим. Стоит это довольно дорого - только обслуживание счета обойдется минимум в $2000 в год. И вот Швейцария перестанет быть гарантом банковской тайны - по крайней мере для российских резидентов. Это не значит, что всех проверят. Во-первых, процедура, по-видимому, будет достаточно сложной: российским властям нужно еще доказать, что у запроса есть основания. Правда, швейцарские банкиры сами не знают, как это будет происходить. «Я их спросил: вот придет к вам запрос из России на раскрытие тайны физического лица, у которого счет в офшоре. Что делать будете? Ответ был - не знаем», - рассказывает партнер Amond & Smith Ltd. Павел Романенко. Во-вторых, всех преследовать и не станут. Но Швейцария дает российским органам великолепный инструмент для давления на предпринимателей. Эксперты, с которыми говорил Newsweek, полагают, что в первую очередь речь идет об экспортерах сырья, которые не прибегают к помощи связанных с государством посредников. ВНЕШНИЙ ОФШОР Ни у кого нет четкой картины, через какие компании идет торговля нефтью и цветными металлами. По-видимому, большая часть этих ресурсов поставляется на Запад через трейдеров, зарегистрированных в городке Баар с населением 20 000 человек - в том самом кантоне Цуг. Трейдеры - это, по сути, посредники, которые покупают у российских компаний нефть и металл, а потом продают по рыночным ценам всем желающим. Например, «Роснефть» торгует нефтью в основном через компанию Gunvor. Про одного из ее основателей и владельцев Геннадия Тимченко известно, что он близкий знакомый и бывший сослуживец Владимира Путина. Раньше у ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» были собственные трейдеры, но теперь они тоже торгуют через Gunvor. И только ЛУКОЙЛ и «Татнефть» по-прежнему продают нефть через других трейдеров. За схемы с внутренними офшорами в 2005 году дали восемь лет тюрьмы Михаилу Ходорковскому. Кантон Цуг - такой же офшор, только внешний. Там происходит налоговая оптимизация - или уклонение от налогов, в зависимости от угла зрения. Поставщик дешево продает товар швейцарскому трейдеру, который связан с владельцем поставщика, и платит в России налог на прибыль по ставке 20%. Трейдер продает товар дорого. В Швейцарии самый серьезный налог - аналог нашего налога на прибыль. На федеральном уровне в казну взимается 8,5% от прибыли, а на уровне кантона - 4–6%. А договорившись с властями кантона, выплаты региональной части налога можно снизить чуть ли не до нуля. Сегодня российским налоговикам сложно узнать и доказать, по какой цене торгует швейцарский трейдер и как он связан с российским поставщиком. После того как Швейцария откроет доступ к банковской тайне, сделать это будет проще простого, говорят юристы. Тем, кто поставляет продукцию через Gunvor, можно не волноваться, уверен один из участников рынка: «Такой трейдер - это уже не рыночная структура. Он тесно связан с государством». Швейцарским банкам известно многое. Даже если счет открывает компания-офшор, банки знают, кто ее истинный владелец и откуда взялись деньги. Вооружившись этими данными, российская налоговая служба может инициировать новые громкие дела по уклонению от уплаты налогов. Возможность добраться до банковских счетов у России была и раньше, говорят юристы с опытом регистрации офшоров. Есть договор, позволяющий прокуратуре обращаться в компетентные органы Швейцарии за информацией о счетах в рамках уголовного дела, говорит партнер компании GSL Олег Попутаровский. Теперь открывать уголовное дело не понадобится. Достаточно будет мотивированного подозрения в совершении противоправных действий, поясняет руководитель налоговой практики Goltsblat BLP Татьяна Васильева. НЕ ТОТ ПОСРЕДНИК Нового дела ЮКОСа не будет, успокаивают эксперты: у всех крупных компаний нормальные отношения с властями. Собеседники Newsweek, знакомые с положением дел на рынке, считают, что сейчас силовики начнут собирать компромат на некоторые компании, не связанные с окологосударственными посредниками. Известно, что раньше «Татнефть» торговала нефтью через американского трейдера Glencore, тоже зарегистрированного в кантоне Цуг. По некоторым данным, однажды контракты на поставку нефти уже переходили от Glencore к Gunvor: это произошло с «Русснефтью» Михаила Гуцериева, которой Glencore помогала встать на ноги. Glencore владеет 10-процентным пакетом акций компании «Русал». Про «Русал» известно, что он торгует алюминием в том числе через Glencore. ЛУКОЙЛ использует для торговли нефтью собственного трейдера - компанию ЛИТАСКО. Она тоже зарегистрирована в Швейцарии. Это дает огромные преимущества, сказали Newsweek в ЛУКОЙЛе: «Это эффективно работающий крупный международный трейдер, обеспечивающий продажи по всему миру». Один из экспертов на условиях анонимности объясняет, что ЛУКОЙЛ может себе это позволить: крупная часть его активов находится за пределами России. Представитель ЛУКОЙЛа утверждает, что компания не собирается менять место регистрации ЛИТАСКО: «Финансовая отчетность ЛИТАСКО абсолютно прозрачна». Ведущий сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ утверждает, что передела трейдерского рынка не будет: Gunvor и без того хватает дел. Но факт остается фактом: российские силовики получают новое оружие, а спокойной жизни российских клиентов швейцарских банков пришел конец. Швейцарские банкиры совершенно не заинтересованы в том, чтобы открывать информацию своих клиентов. Они отреагировали моментально. К московским юристам из Amond & Smith Ltd. и раньше нередко приезжали швейцарские финансисты. «До сих пор ехали, чтобы привлечь как можно больше клиентов из России», - рассказывает Павел Романенко. А на прошлой неделе, продолжает он, предложили новый продукт - конфиденциальность и контроль над активами: «Дескать, офшоры уже не тот инструмент, мы вам кое-что новое придумали». О чем речь, юрист не сказал. Но смысл ясен: банкиры учатся обходить новые барьеры. Авторы статьи: Алексей Савкин, Светлана Зайцева ФНС не получит данных о средствах на счетах физических лиц В пятницу бюджетный комитет палаты отклонил соответствующую поправку к Налоговому кодексу. Свой отказ парламентарии объяснили нежеланием «просто так» отменять банковскую тайну для физлиц. Впрочем, в случае поступления запросов от иностранных налоговых органов в рамках международных соглашений, сведения о состоянии счетов как компаний, так и физлиц все же будут предоставляться. Минфин оформил свою инициативу в виде поправки ко второму чтению вполне безобидного для налогоплательщиков законопроекта об обязанности налоговых органов присылать банкам решения о приостановлении операций по счетам исключительно в электронном виде (авторы - экс-депутат Павел Медведев и депутат Раиса Кармазина). Сейчас статья 86 Налогового кодекса позволяет инспекторам в рамках налогового контроля (то есть при проведении проверок) запрашивать у банков справки о наличии счетов и об остатках денег на них - но лишь в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Минфин хотел распространить эту норму и на счета физлиц, доступ к которым сейчас возможен только в судебном порядке. Как пояснил сотрудник налоговых органов, такое нововведение помогло бы им в проверке сведений о доходах, указываемых в декларациях граждан: «К примеру, когда от продажи квартиры задекларирован миллион, а на деле на счет поступило пять». Однако комитет по бюджету и налогам на заседании в пятницу поправку Правительства отклонил - что в последние годы случается крайне редко. Поскольку комитет контролируется «Единой Россией», очевидно, что тот же исход поправку ждет и на пленарном заседании палаты. «Мы против раскрытия банковской тайны просто так, нет оснований менять действующий порядок. В случае принятия поправки отток вкладов будет огромным», - объявил на заседании глава бюджетного комитета Андрей Макаров. По его словам, непонятно зачем налоговым органам нужны сведения о счетах при проведении проверок - если приостановить операции по ним все равно может только суд. Несмотря на такое решение комитета, данные о суммах денег на счетах некоторых граждан все же не останутся тайной для налоговиков - при поступлении в банк «международного» запроса. На том же заседании в пятницу комитет одобрил другую поправку Правительства - о предоставлении налоговым органам информации о вкладах и платежах частных лиц и компаний на основании запросов «уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными соглашениями РФ». Не принять эту норму депутаты не могли - обязанность создать механизм обмена налоговой информацией зафиксирована в ряде международных договоров и необходима для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В частности, статья об обмене информацией, которая определяет порядок взаимных запросов налоговых служб, содержится в находящейся сейчас на ратификации в Госдуме новой редакции соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией. Такие же нормы есть и в других налоговых соглашениях - однако до сих пор банки, как правило, игнорировали запросы иностранных налоговиков, ссылаясь на отсутствие законодательного механизма ответов на них. С принятием поправок ситуация изменится. По материалам Коммерсантъ','url':'https://gsl.org/ru/press-center/press/%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8/','og_descr':'публикация Условия раскрытия банками информации о клиенте
Снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него. предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской.
Уважаемые клиенты! Центрального банка Указание № 3016-У от 14.06. 2013г. вносит изменения в Инструкцию с оплатой приобретения у третьих лиц товаров, работ, услуг, информации и 60076, Переводы валюты Российской Федерации с банковского счета Справка предоставляется только на.

Банк для ознакомления потенциальных Клиентов с Положением, а также для Банком согласно внутренним положениям, и положениям ЦБ РФ. Права и\или условий предоставления Банковских продуктов Клиенту. Счета Клиента : риск несанкционированного доступа к такой информации третьих лиц.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и.
Главная Правовые ресурсы Документы Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И (ред. от 28.08.2012) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2006 N 8388) Зарегистрировано в Минюсте России 18 октября 2006 г. N 8388 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ от 14 сентября 2006 г. N 28-И ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАКРЫТИИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ, СЧЕТОВ ПО ВКЛАДАМ (ДЕПОЗИТАМ) На основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; 2003, N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426, N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061, N 25, ст. 2648), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459; N 28, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233, N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45, N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636, N 31, ст. 3439), Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2002, N 30, ст. 3029; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452), в соответствии с частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410, ст. 411; N 34, ст. 4025; N 43, ст. 4903; 1999, N 51, ст. 6228; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167, N 13, ст. 1179; 2003, N 46, ст. 4434, N 52, ст. 5034; 2005, N 1, ст. 15, ст. 45, N 13, ст. 1080, N 19, ст. 1752, N 30, ст. 3100; 2006, N 6, ст. 636) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 13 сентября 2006 года N 15) Банк России устанавливает порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России (далее - банки) банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - клиенты) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах. Настоящая Инструкция не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов, открываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, счетов открываемых в расположенных за пределами территории Российской Федерации обособленных подразделениях кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита). Глава 1. Общие положения 1.1. Открытие клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками при условии наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством Российской Федерации и производятся в установленном им порядке. 1.2. Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации. Клиенту может быть открыто несколько банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) на основании одного договора, если это предусмотрено договором, заключенным между банком и клиентом. Открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные настоящей Инструкцией документы, а также проведена идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов и сведений, необходимых для идентификации клиентов, устанавливается законодательством Российской Федерации. Клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 1.3. Открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов. Запись об открытии лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения (вступления в силу) соответствующего договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита). Указанная запись может быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов одновременно с заключением соответствующего договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита). В случае открытия клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в рамках одного договора, предусматривающего возможность открытия нескольких банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) на основании дополнительного обращения клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком обращения клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту). В случае если обращение клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) содержит указание на определенную дату открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), запись об открытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за такой датой, но не ранее дня получения банком обращения клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту). Банк обязан располагать документальным подтверждением получения обращения клиента об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), способы фиксирования которого определяются банком в банковских правилах и (или) договоре. Основанием закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, вклада (депозита) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Закрытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов. Запись о закрытии лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита), если законодательством Российской Федерации не установлено иное. В случае закрытия одного из банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), открытых в рамках одного договора, заключенного между банком и клиентом, запись о закрытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения банком заявления клиента о закрытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если законодательством Российской Федерации не установлено иное. В случае если заявление клиента о закрытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) содержит указание на определенную дату закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), запись о закрытии соответствующего лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за такой датой, но не ранее дня получения банком заявления клиента о закрытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту). Банк обязан располагать документальным подтверждением получения заявления клиента о закрытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), способы фиксирования которого определяются банком в банковских правилах и (или) договоре. Не является закрытием банковского счета, счета по вкладу (депозиту) внесение в Книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением номера лицевого счета, обусловленным требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России (в частности, вследствие реорганизации клиента или обслуживающей его кредитной организации, изменения порядка ведения бухгалтерского учета, изменения Плана счетов бухгалтерского учета). Записи в Книгу регистрации открытых счетов вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и банковскими правилами. 1.11. Для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В предусмотренных в банковских правилах случаях документы, представляемые клиентом - юридическим лицом при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), могут быть заверены в порядке, установленном подпунктом 1.11.1 настоящего пункта, документы, представляемые при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) могут быть заверены должностным лицом банка (иным уполномоченным банком лицом) в порядке, установленном подпунктом 1.11.2 настоящего пункта. 1.11.1. Копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, представляются в банк при условии установления должностным лицом банка (иным уполномоченным банком лицом) их соответствия оригиналам документов. Копия документа, заверенная клиентом - юридическим лицом, должна содержать фамилию, имя, отчество (при наличии), наименование должности лица, заверившего копию документа, а также его собственноручную подпись и оттиск печати (при ее отсутствии - штампа) клиента. На принятой от клиента - юридического лица изготовленной им копии документа должностное лицо банка или иное уполномоченное банком лицо, являющееся сотрудником банка, учиняет надпись "сверено с оригиналом", указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность или реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком. На принятой от клиента - юридического лица изготовленной им копии документа иное уполномоченное банком лицо, не являющееся сотрудником банка, учиняет надпись "сверено с оригиналом", указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком. 1.11.2. Должностное лицо банка (иное уполномоченное банком лицо) вправе заверить копии документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту). Должностное лицо банка или иное уполномоченное банком лицо, являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность или реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком. Иное уполномоченное банком лицо, не являющееся сотрудником банка, учиняет на копии документа надпись "копия верна" и указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также проставляет собственноручную подпись и оттиск печати или штампа, установленного для этих целей банком. 1.11.3. В предусмотренных в банковских правилах случаях для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиента -юридического лица в банк может представляться заверенная выписка из внутренних документов, образующихся в его деятельности, либо заверенная выписка из документов, имеющих непосредственное отношение к деятельности данного клиента - юридического лица и образующихся в деятельности юридических лиц (органов власти), в ведении которых находится (которым подведомственен) клиент - юридическое лицо. Выписка из внутренних документов, образующихся в деятельности клиента - юридического лица, может быть заверена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо заверена клиентом - юридическим лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности лица, заверившего выписку, а также с проставлением его собственноручной подписи и оттиска печати (при ее отсутствии - штампа) клиента - юридического лица. Выписка из документов, имеющих непосредственное отношение к деятельности клиента - юридического лица и образующихся в деятельности юридических лиц (органов власти), в ведении которых находится (которым подведомствен) клиент - юридическое лицо, может быть заверена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо заверена юридическим лицом (органом власти), в ведении которых находится (которым подведомствен) клиент, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности лица, заверившего выписку, а также с проставлением его собственноручной подписи и оттиска печати (при ее отсутствии - штампа) юридического лица (органа власти), если иной порядок заверения выписки из документов не определен соответствующим юридическим лицом (органом власти).
Поэтому при открытии валютного счета банки запрашивают от клиента. В соответствии с п.2.3 Инструкции ЦБ РФ от 26 июля 1996 г. третьих лиц о списании средств со своего счета в безакцептном порядке. Порядок и сроки предоставления такой информации должны быть согласованы в договоре.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ Открытие клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками Должностные лица банка осуществляют прием документов, и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию.